Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Information

 

27 ноября 1879 году  было образовано первое в Тугутуе  и первое  в  районе  учебное заведение.  Оно  имело  длинное и  громкое название –« Тугутуйское  начальное приходское училище  обоего пола».

Училище было расположено  в общественном здании

  На сельском  сходе почётным  блюстителем  училища  был  избран  крестьянин – кулак, лавочник Кузнецов  Алексей  Александрович. Учителем был назначен  Иннокентий  Николаевич  Копылов  по происхождению из  потомственных  дворян с  жалованьем  300  рублей в год.  Закон Божий преподавал   местный

священник  Литвинцев   Александр Вениаминович – духовного  происхождения с жалованием   50  рублей  в год.

На основании некоторых данных  можно предположить , что это училище имело волостное значение. Дело в том, что село Тугутуй  в это время являлось волостным центром Тугутуйской волости, здесь  находилось волостное правление, которое было расположено в здании напротив старой школы (впоследствии оно сгорело).  Из документов  общественного приговора Тугутуйского сельского общества от 8 ноября 1898 года  известно ,  что до 1898 году в Тугутуе существовало приходское училище, в котором обучались дети из селений волости. Для содержания училища привлекались жители  всех селений волости. К этому времени во всех селениях были открыты свои училища . Поэтому Тугутуйское сельское общество приняло решение содержать училище на свои средства, привлекая лишь деревню Комой, расположенную поблизости от Тугутуя,  в пяти верстах, где не имелось отдельного училища, и дети из Комоя  обучались в  Тугутуе.

Каково же было количество учеников в этом училище неизвестно. Вероятно , не более двух- трех десятков, так как училище было одноклассное.

   Так  общественным приговором от 8 ноября 1898 года   устанавливался бюджет ассигнований на содержание училища .

Из этого  бюджета предусматривалось израсходовать :

на оплату жалованья учителям               - 374 рубля.,

на  канцелярские товары                          - 15 рублей.,

жалование  законоучителю                      - 50 рублей.,

на отопление                                               -99 рублей.,

сторожу                                                       - 84 рубля.,

на ремонт помещения                                - 25 рублей.,

на приобретение книг для библиотеки    - 25 рулей.,

на учебные пособия                                   - 28 рублей.

                                     ----------------------------------------------

                                                          Итого:  700 рублей.

Все эти средства собирались с населения.

Государственные средства не отпускались на содержание училища.

1900 год

  С 1 сентября 1903 года было открыто второе приходское училище, которое разместилось в наёмном помещении. Таким образом, документы позволяют  сделать вывод о том, что в Тугутуе существовало в это время два приходских училища.

При этом  на сельских сходах неоднократно выносились решения (общественные приговоры) о необходимости постройки специального здания для  нового училища.

   16 ноября  1903  года  состоялся  сельский  сход, на котором  присутствовало 252 человека  из 334 домохозяев села .

Сход   просил  крестьянского   начальника  ходатайствовать  об  открытии  школы  за  счет  казны,  так  как  дом,  в  котором  помещается  училище  слишком  мал, и , хотя   школу  посещает  60   человек,  многим в  приёме было  отказано   за  неимением  мест,  поэтому возникла  крайняя  необходимость  выстроить  новую  школу, но  « мы не  можем содержать  оную на свои  средства, ввиду неурожаев  несколько  лет  сряду, истощивших   совершенно наши  материальные средства и  отсутствие всяких  посторонних заработков». Но  тем не менее,   крестьяне  обязывались нарубить  бесплатно лес и вывести его в село на школу,  ежегодно давать сторожа, содержать  школу  и  топить  её;  кроме того , собирать  ежегодно  на  нужды  школы  420 рублей, а  вот на содержание учителя и на приобретение пособий  просили деньги из  казны.

   Весьма  любопытен следующий факт.  По  существующим тогда правилам, все участники сходки были обязаны ставить свои подписи под постановлением, принятом на сходе.  Но ввиду того , что абсолютное число граждан было неграмотным, то в этом случае по их просьбе подписывались грамотные.  Так под общественным  приговором  из 225  присутствующих  на сходе граждан оказалось грамотными и могли поставить свои подписи :

Сельский староста Тигунцев, грамотные крестьяне- Петр Трусков, Антон Яблонцев, Николай Верещагин, Андрей Уваровский,  Григорий Тигунцев , Егор Орлов, Филипп  Савинский, Семён Коренев, Алексей Бобров, Александр Тигунцев ,   а за остальных 213 неграмотных и за себя лично расписался Павел Трусков.  Таким  образом, в  Тугутуе  в начале  ХХ века было всего 5 ,3%  грамотного населения или 12 человек.     

  В  1910  году  церковь  святых апостолов Петра и  Павла   имела  обширный  приход , состоявший  более  чем  из  3400  человек.

От 10 декабря 1910 года ставился вопрос о постройке  специального помещения для Тугутуйского двухклассного  училища.  В общественном  приговоре из 268 человек присутсвоващих на сходе  грамотных оказалось 14 человек.

За всех остальных  254 человек неграмотных расписался Евдоким Кармаданов.

За семь лет мало что  изменилось.

. Во втором приходском  училище обучалось 20  человек и все они были  мальчиками .  (правда в  начале года поступила одна девочка , но она выбыла из школы в течение года).

1911 году все учащиеся заболели свинкой.

  1912 год . Тугутуй входил состав Тугутуйской волости Иркутского уезда.

  В Тугутуйском  двухклассном училище обучалось 4 группы учащихся: наполняемостью в 15, 13, 5 и 14 человек.

В этом учебном  году школа занималась 141 день  ( 1 октября по 5 мая).

Училище не имело своего помещения, а поэтому 2 группы  ( 1 класс) занимались в наёмном помещении,  две другие группы проводили занятия на квартире учителя.

Из 47 учащихся девочек было всего 13 человек.

   Вообще  просматривая отчеты школы того времени, бросается в глаза малое количество девочек обучающихся в школе. И ещё меньше количество  из них   оканчивало школу.

1912 году двухклассное училище окончило 4 человека, и все они были мальчиками, детей отбирают, для работ  не дав возможность,  окончить школу. При этом все обучающиеся были русскими.

   В  училище  работали муж и жена  Никоновы. В качестве заведующего был Павел Минович Никонов. Окончил  учительскую  семинарию , получавший жалование в год 570 рублей.

Учительница Анна Михайловна Никонова окончила Нижнеудинскую женскую  прогимназию и получала 420 рублей  в год .

Гимнастику преподавал бывший унтер- офицер Ефим Трусков, участник войны 1904- 1905 гг. с Японией, за что имел медаль. Сам Трусков  окончил Тугутуйское приходское  училище. И получал жалование 5 рублей в месяц или 60рублей в год.

Училищу был отведен участок земли в 15 десятин ( вместе с перелеском) в 4-х верстах от села. Земля была неудобной и дохода не приносила.

С квартирами для учителей дело обстояло плохо. Общество обычно нанимало квартиру, которая  стоила недорого, но дешевые квартиры обычно были малы и находились далеко от школы и центра села.

Училище содержалось на средства, которые составлялись из разных источников, часть  средств  отпускала казна – 500 р., от с боров с населения – 110 р., из общественного капитала -118 р. и  др.

1913 году в отчете  говорится, что  в училище обучалось 37 мальчиков.

В этом году в училище впервые обучался  один бурят.

Не все дети обучались в училище . так трём детям   было отказано в приёме , потому, что  они пришли в школу поздно хотя приём продли до 25 октября, отбирают для работ  , не дав возможности окончить школу, девочек совсем не посылали учиться.

Общество  принятые на себя обязательства выполняет весьма не аккуратно.

В училище часто наблюдались массовые заболевания, а осенью многие болели корью и коклюшем. Больные не могли посещать школу до выздоровления. Частые головные боли ,замеченные у учащихся происходили вследствие недостаточного воздуха в классном помещении, между тем одно из самых больших построек в селе .

Additional information

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?